Местная мусульманская организация Махалля
"Центральная мечеть" г.Ижевска Удмуртской Республики

Закят

Закят – третий столп ислама – это важный социально-экономическийинститут, призванный утвердить в обществе принципы справедливости изатрагивающий очень многие аспекты жизнедеятельности общества.

Жизнь современных мусульман значительно изменилась по сравнению с прошлымистолетиями. В XXI веке мусульмане сталкиваются с такими явлениями, какглобализация, безналичные или виртуальные расчеты, разворачивающийся на нашихглазах новейший финансовый кризис. Вполне естественно, что у людей возникаютвопросы, как лучше исполнить религиозные предписания. 

Условия, в которых живут мусульмане в западном обществе и в России во многомсхожи. Поэтому мнения ученых-богословов, проживающих на Западе, являютсяактуальными и для нашей страны. В представленном IslamNews материале собраныфетвы авторитетных западных мусульманских ученых и богословов относительноуплаты закята.

Условия выплаты закята

Одно из условий для выплаты закята – это наличие в течение года сбережений вопределенном размере, при которых закят становится обязательным. Эта сумманазывается "нисаб" и равняется стоимости 85 граммов золота. Срок,в течение которого должны храниться сбережения, составляет 354 дня или полныйлунный год, и обозначается термином "хауль". 

На практике это означает, что если человек располагает суммой, равной нисабуили больше этого, и прошел полный лунный год с того момента, как у негопоявилась эта сумма, то он должен выплатить закят в размере 2.5% от имеющихсясбережений. Важно не забывать, что обязательным является намерение потратитьсредства именно в качестве закята.

Если человек не имеет сбережений в размере, равном нисабу, но знает обувеличении заработной платы в будущем, то отсчитывать срок заранее не следует. 

Доктор экономики из Университета Юты Монзер Кахф пишет, что в нисаб не следуетвключать сумму, предназначенную для срочной оплаты или выплаты долга. Поясняяэто, ученый приводит пример: человек, получающий ежемесячный доход (скажем, вразмере 70 тысяч рублей), имеет счет в банке, на котором на 1-е число месяцарамадана 1420 года хиджры лежит сумма, достаточная для выплаты с нее закята(например, 100 тысяч рублей). Если на 1-е рамадана 1421 года у него на счетуоказалось только 70 тысяч (меньше, чем требуется для выплаты закята), нонакануне 29 шаабана (предыдущего месяца) 1421 года он получил зарплату, которуюдолжен истратить полностью в течение месяца рамадан до следующей получки, то втаком случае он не обязан выплачивать закят. 

Как платить закят владельцу собственного бизнеса

Что касается бизнесменов и предпринимателей, владельцев собственногопредприятия (например, человек является владельцем ателье), то, отвечая на этотвопрос, специалист в области исламской экономки, консультант, экономист МонзерКахф отмечает, что предприниматель должен выплачивать закят только со стоимостиимущества за вычетом обязательств. Рассчитать размер закята можно следующимобразом: наличные + банковские счета + запас товаров, готовых к реализации + товары,находящиеся в процессе производства + сырье для их изготовления + счетадебиторов – краткосрочная кредиторская задолженность = сумма, с которой следуетуплатить закят.

Закят в рамадан

Некоторые мусульмане предпочитают вести отсчет срока хауль с месяца рамадана,так как в этот период многократно увеличивается награда за добрые дела. Чтобыначать отсчитывать хауль с рамадана, в этот месяц (обычно выбирают последниедесять дней рамадана) производится выплата закята за предыдущий лунный год,возможно, неполный, и впоследствии время выплаты закята каждый год приходитсяна рамадан.

Можно ли выплачивать закят родственникам?

У многих мусульман возникает вопрос, можно ли давать закят нуждающимсяродственникам. По мнению ученых, выплачивать закят нуждающимся родственникамможно, и это является очень похвальным делом. 

Доктор Муззамиль Сиддики, известный общественный деятель США, мусульманскийбогослов, теолог, председатель Совета по фикху Северной Америки, отмечает, чтозакят не положено выплачивать следующим категориям родственников: жене, детям,внукам, родителям, бабушкам и дедушкам. Забота о них – это долг мусульманина.Выплачивать закят следует после того, как будут обеспечены ближайшиеродственники, и еще останется сумма, равная нисабу. Получать закят могут бедныеи нуждающиеся братья, сестры, дяди, тети, племянники и племянницы и т.д. 

Авторитетный богослов из Саудовской Аравии, шейх Мухаммад Салех Ал-Мунаджидпишет, что нет ничего предосудительного в том, что человек выплачивает закятсвоим родственникам: брату, сестре, дяде, тете или любому другому родственнику,который находится в нужде.

Выплата им закята – это одновременно и милостыня, и поддержание семейных уз,так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:"Милостыня, которая дается бедным – это милостыня, а милостыня, котораядается родственнику – это милостыня и поддержание семейных уз". (Передаютимам Ахмад и Ан-Насаи).

Следует ли сообщать нуждающемуся о том, что ты платишь закят?

По разным причинам человеку бывает трудно сказать тому, кому он помогает, чтотаким образом он выплачивает закят. Согласно исламу человек не должен сообщатьнуждающемуся, что тот получает закятные деньги, если информация об этом можетзадеть его чувства. Богословы говорят, что в таком случае лучше будет оказатьчеловеку благодеяние, не задевая при этом его достоинство.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: "Если вы даете милостынюоткрыто — прекрасно. Если вы скрываете ее, когда даете бедным, это еще лучшедля вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вытворите" (Аль-Бакара 2:272).

Можно ли выплачивать закят за будущие годы и может ли считаться закятом дорогойподарок?

Специалист в области исламской экономики Монзер Кахф пишет, что в принципевыплата закята за будущее запрещается, так как закят – это ежегоднаяобязанность мусульманина. В то же время он считает, что можно выплатить закятбольше установленного размера, если в этом в данный момент действительно естьнеобходимость. В таком случае он будет засчитан как закят за будущие годы. 

Например, можно потратить значительную сумму, большую, чем закят текущего года,чтобы помочь остро нуждающемуся человеку. 

Закят может даваться в виде продуктов питания, домашней утвари, одежды, средствпередвижения (транспортных средств), жилья, если непосредственно в них естьострая необходимость. Сумма, превышающая предписанный размер, засчитывается вкачестве закята за будущие годы. То есть считается, что человек уже выплатилзакят за столько лет, на сколько ежегодных закятов хватит выплаченной им суммы.

В то же время, доктор Музаммиль Сиддики убежден, что выплачивать закят впередможно. Согласно хадису, который приводит Ат-Тирмизи, а также Абу Дауд, ИбнМаджа и Ад-Дарми, когда Али (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) об этом, он разрешил ему платить закятвперед.

Ученый отмечает, что если будет выплачено меньше предписанной суммы, то следуетвосполнить это, чтобы выполнить возложенные на верующего обязательства. Но есличеловек выплатил закят в большем, чем следовало, размере, то забирать этиденьги у бедного не разрешается. Отданное сверх предписанного станет садакой –милостыней, за которую награда у Аллаха, пишет доктор Сиддики.

Можно ли выплачивать закят в рассрочку?

Далеко не все знают, что допускается выплачивать закят в рассрочку, но толькоесли выплаты производятся вперед. Предположим, человек рассчитал, что к концуэтого года он должен отдать в качестве закята 50 тысяч рублей. Можно отдаватьэту сумму ежемесячными или ежеквартальными платежами до конца года. Есличеловек скончался до того, как выполнил закятные обязательства, предписаннуюсумму за него должны доплатить его наследники, прежде чем будет поделенонаследство.

Как убедиться, что закят дошел до нуждающихся?

Необходимо удостовериться, что выплаченный закят доходит до тех людей, комуполагается помощь. Если человек знает, что эти средства получают не те, комуони полагаются, или по небрежности допускает подобную ситуацию, то он долженвыплатить закят снова. Однако если ошибка была неумышленной, то закят считаетсявыплаченным, пишет Музаммиль Сиддики. 

На Западе к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору ираспространению закята. Если это надежные организации, которые распространяютсредства в соответствии с нормами ислама, то можно смело отдавать им закят, ина выплатившем его человеке нет обязанности проверять, дошли ли действительноего деньги до адресата.

 

 


вернуться к списку статей

Предисловие История Центральной мечети 2003 История Центральной мечети 2004 История Центральной мечети 2005 История Центральной мечети 2006 История Центральной мечети 2007 История Центральной мечети 2008 История Центральной мечети 2009 История Центральной мечети 2010 История Центральной мечети 2011 История Центральной мечети Субботники 2010г Махалля Центральная мечеть Цели и задачи Махалля Центральная мечеть Общее собрание Махалля Центральная мечеть Совет Махалли Махалля Центральная мечеть Председатель Махалли Махалля Центральная мечеть Ревизионная комиссия Махалля Центральная мечеть Контакты Махалля Центральная мечеть Реквизиты Статьи Статьи Столпы веры Статьи Закят Статьи Хадж Статьи Строительство Архивы газет Новости Фотогалерея Яндекс.Метрика