Хадж
В девятом году по хиджре обязанность совершать хадж была возложена и на мусульман. По этому поводу в Коране сказано: "А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому, для тех, кто в состоянии совершить путь к нему" (3:97).
Обряды хаджа
В востоковедческой литературе
расхожим является тезис, что обряды хаджа якобы берут свое начало в доисламских
языческих обрядах. Так ли это?
Как следует из вышесказанного,
появление обрядов хаджа восходит к моменту возведения Каабы Ибрахимом, который
являл образец верующего, противника всякого язычества, преданного одному лишь
Богу. "Воистину, Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был
ханифом, мусульманином, отвергающим всякое многобожие" (3:67). По словам
известного исламского ученого Юсуфа Кардави, обряды этого величественного
предписания глубоко символичны. Поэтому для понимания сакрального смысла
обрядов хаджа Кардави считает необходимым
постижение "языка символов". Словарь русского языка СИ. Ожегова дает
определения слову "символ" как тому, что служит условным знаком
какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например, голубь является символом мира,
а якорь - символом надежды. О чем же говорит нам символика обрядов хаджа?
Первый обряд хаджа - ихрам. По
словам Ю. Кардави, принятие состояния ихрама представляет собой очистительный
обряд, совершив который паломник как бы очищает себя от мирских вожделений,
освобождая тем самым свое сердце и разум от всякого присутствия, кроме
Божественного. После принятия ихрама все его помыслы становятся направленными
на постижение совершенства и величия Всевышнего.
Войдя в состояние ихрама,
паломник начинает произносить "тальбию". Слова тальбии, по мнению
улема, призваны еще раз подтвердить намерение души освободиться от всего
мирского, проявить смирение и покорность, предаться поклонению Аллаху.
Таваф (обход) вокруг Каабы
исламский ученый характеризует как символическое вращение сердца, переполненного
безмерной любовью к Аллаху, вокруг Его святости. По словам Кардави, эта любовь
к Тому, Чьи благодеяния явственны, а сущность непознаваема.
Что касается ритуального бега
между холмами Сафа и Марва, то символичность этого обряда связана с конкретным историческим
событием – бегом жены Ибрахима Хаджар между холмами в поисках воды. В ответ на
страстные молитвы мучимой жаждой женщины Всевышний низвел источник Зам-зам,
вода которого по сей день обладает целебными и успокаивающими свойствами. Этот
обряд символизирует стремление человека добиться милости и прощения Аллаха.
Стояние на Арафате, говорит
Кардави, указывает на покорность, смирение и усердие верующих в стремлении
заручиться довольством и поддержкой Всевышнего Аллаха, а также искреннее
упование и надежда на Его милость.
Символом неприятия зла и
противостояния ему является обряд бросания камней в то место, где по преданию
Ибрахим побил искусителя шайтана, пытавшегося отговорить его от принесения в
жертву своего сына Исмаила. По словам улема, этот обряд является условным
знаком, указывающим на искреннее желание верующего изгнать из своей души
греховные страсти.
Ритуальное жертвоприношение
ученый характеризует как заключительную ступень в восхождении к духовному
очищению и полноте веры.
Данный обряд, по мнению Кардави, символизирует готовность человека в любую
минуту принести в жертву все ценное, что у него есть, включая собственную
жизнь, во имя подтверждения своей веры.
Наибольшие затруднения у
обывателя, по-видимому, вызывает традиция целования Черного камня, в связи с
тем, что в некоторой востоковедческой литературе прямо или косвенно говорится о
том, что мусульмане якобы поклоняются Черному камню. Ответом на подобного рода
высказывания служат слова Умара ибн аль-Хаттаба, который стоя перед камнем,
сказал: "О камень, целуя тебя, я убежден, что ты всего лишь камень,
неспособный принести ни пользы, ни вреда. И если бы я воочию не видел, как
посланник Аллаха целовал тебя, то не стал бы этого делать". Целование
Черного камня не является обязательным поклонением или обрядом. Как следует из
приведенного хадиса – это скорее традиция, связанная с неземным происхождением
этого камня. Как упоминалось выше, Черный камень был спущен Джибрилом с неба и
прежним его обиталищем
был рай. Этим и обусловлена его значимость. Юсуф Кардави сравнивает целование
камня с целованием письма, которое приходит от очень желанного человека:
предметом любви в данном случае является не само письмо, а приславший его.
Значение хаджа
Роль хаджа в жизни
мусульманской уммы трудно переоценить. Посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и
не совершив ничего греховного и недостойного, вернется [домой таким же], каким
[был он в тот день], когда родила его мать" (приводится у Бухари и
Муслима). Духовное очищение, о котором говорится в хадисе, призвано укрепить
веру и целеустремленность мусульманина, дать сильнейший импульс к совершению
богоугодных дел. В Мекке эмоции, связанные с воспоминанием о миссии пророка,
его самоотверженной борьбе, переполняют людей, объединяя их в едином душевном
порыве выполнить волю Всевышнего. Кульминацией этого душевного подъема является
фраза: "Лаббайка, Алла-хумма, лаббайка", свидетельствующая о
готовности подобно Ибрахиму принести все, чем обладает человек в жертву
Всевышнему Аллаху. Слова известного мухаддиса
свидетельствуют о том, что одна из главных задач хаджа – идеологическое и
политическое объединение мусульман в масштабах всего мира для решения
собственных проблем – реализуется не в полной мере. Продолжая тему символики,
можно сказать, что хадж, включая все его обряды и традиции, является символом
единения мусульманской уммы. Без всеобщего единства и солидарности, духовного
очищения мусульман, которые на микро уровне проявляются в хадже, умма пророка
Мухаммада останется в том подчиненном, униженном положении, в котором она
пребывает сегодня.
Будучи оригинальной формой
общения и идеологического единения, хадж призван играть важную
историко-культурную и социально-политическую роль в мусульманском мире. Как
объединительный фактор хадж не имеет себе равных среди других явлений,
известных человечеству. Миллионы мусульман со всех концов земного шара, включая
интеллигенцию, представителей крупного бизнеса, общественно-политических
лидеров государств и народов, собираются у Дома Аллаха. Знакомство, взаимное
общение, обсуждение насущных проблем, совместный поиск решений, взаимная
поддержка – все это делает хадж самой массовой неформальной вселенской
исламской конференцией. "Если бы мусульмане, каждый год собираясь во время
хаджа, способствовали решению как минимум одной из своих проблем, то по
прошествии десятилетия они в корне бы изменили ту тяжелую ситуацию, в которой
находится сегодня исламский мир", - это высказывание шейха Абдуль-Кадира
Арнаута (самого авторитетного ученого-хадисоведа современности), наиболее точно
отражает то значение, которое имеет хадж в жизни мусульманской уммы.